Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
 

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Добрый день, уважаемые коллеги! Не секрет, что перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

В период адаптации к новым условиям ребенок ежедневно задается вопросом «Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке?» Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.Порой,идя на урок учитель может забыть о том, что если у школьников, пришедших к нему на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения и это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным.

Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, совместные поездки и так далее.

Не следует забывать, что дети 10-13лет – очень эмоциональны. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Кроме того ситуацию адаптации усугубляют следующие затруднения:

  • рассогласованные требования учителей;

  • педагоги предъявляют одинаковые требования как к пятиклассникам, так и к более взрослым ученикам;

  • ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя;

  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 3 месяца и более

В этом учебном году в рамках психологического сопровождения учащихся был изучен уровень и характер тревожности, связанной с переходом в среднее звено.С результами обследования были ознакомлены учителя, работающие в 5 классе, администрация Лицея и в первую очередь, конечно, классный руководитель.

Хочу довести эти результаты до всего учительского коллектива. Данные представлены в таблице,где особое внимание следует обратить на то, что ОБЩУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ испытывают 48% учащихся, страх самовыражения испытывают 64%, страх ситуации проверки знаний-64%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих-50%, проблемы и страхи в общении с учителями-43%.

На фоне класса выделяются учащиеся, имеющие высокие показатели тревожности по многим показателям,эти сведения также были доведены до классного руководителя и учителей, работающих в классе

В ответ на ваш вопрос, обращенный в адрес психологической службы. : "Что мы можем сделать для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?" я подобрала ряд практических рекомендаций, который, я надеюсь, поможет оказать помощь в организации учебно-воспитательного процесса и сделать адаптационный период пятиклассников более комфортным,а так же, поддержать здоровый эмоционально-психологический климат классного коллектива.

Успехов вам, Уважаемые коллеги, здоровья и взаимопонимания вашим семьям.Спасибо за внимание!